Создать болезнь, способную уничтожить человечество, природа уже не сможет. С этой задачей справятся биотехнологии — через 10 лет смертельные вирусы будут создавать биохакеры на дешевых домашних устройствах.
Создать болезнь, способную уничтожить человечество, природа уже не сможет. С этой задачей справятся биотехнологии — через 10 лет смертельные вирусы будут создавать биохакеры на дешевых домашних устройствах.
Крайне маловероятно, что на Земле естественным образом появится болезнь, способная за раз уничтожить всех людей. Даже в случае мутации птичьего гриппа или бубонной чумы будут выжившие и не заболевшие. Но число людей растет, растет и количество «природных реакторов», в которых может культивироваться новый вирус. Поэтому крупные пандемии в духе «испанки» возможны. Но и это событие может произойти только до того, как созреют мощные биотехнологии, способные быстро создавать эффективные лекарства.
Чтобы естественная пандемия стала действительно опасной для населения Земли, в природе должно возникнуть одновременно множество принципиально разных смертельных возбудителей, чего до сих пор на нашей планете не случалось.
Биологическое оружие
Распространений некого одного вируса или бактерии может происходить в виде эпидемии, передающейся от человека к человеку, или в виде заражения среды (воздуха, воды, пищи, почвы). Эпидемия гриппа испанки 1918 г. затронула весь мир, кроме нескольких отдаленных островов. Вместе с тем, гипотеза об эпидемии, убивающей всех людей, сталкивается с двумя проблемами:
если люди быстро гибнут, то некому разносить вирус дальше
при всех эпидемиях обычно находятся люди, которые имеют врожденный иммунитет к болезни.
Обе проблемы в состоянии решить биотехнологии. Фактически, большая часть оборудования, необходимого для создания опасного биологического оружия, уже готова. Например, в конце 2007 г. был предложен набор из базовых «кубиков» для генетического конструирования, распространяемый по принципам свободного программного обеспечения.
Кроме того, уже сейчас биологическое оружие считается одним из самых дешевых — стоимость смерти в нем составляет несколько центов, а создание биологической супербомбы в тысячи раз дешевле, чем создания ядерного оружия сравнимой поражающей силы. С другой стороны, для производства современных реагентов вроде сибирской язвы в военных целях нужны большие защищенные лаборатории и полигоны.
Ситуация изменится в худшую сторону, когда распространятся недорогие технологии производства произвольных живых организмов с заранее заданными функциями. Параллельно будет происходить распространение знаний о том, как использовать эти технологии во вред.
Постоянное удешевление и упрощение машин для секвенсирования и синтеза ДНК (то есть считывания и создания генетического кода), делает возможным появление биохакеров. Нет никаких оснований думать, что темп развития биотехнологий замедлится — отрасль полна новыми идеями и возможностями, а медицина создает постоянный спрос. Для компьютеров уже написано более 100 000 вирусов, масштабы творчества биохакеров могут быть не меньшими. Оно может выразиться в разработке несколькоих сценариев:
по всему миру распространяется некое животное, являющееся носителем опасной бактерии. Так в природе распространяется малярия на комарах и чума на крысах.
появление всеядного агента, который уничтожает всю биосферу, поражая любые живые клетки. Или хотя бы только растения или животных некого критического вида.
бинарное бактериологическое оружие. Например, туберкулез и СПИД являются хроническими болезнями, но при одновременном заражении человек сгорает за короткий срок. Один из страшных сценариев — СПИД, который распространяется воздушно-капельным путем.
двухступенчатое биологическое оружие. На первом этапе производящая токсин бактерия незаметно распространяется по всему миру. На втором, по сигналу или таймеру, она начинает производить токсин сразу повсюду на Земле. Некоторые микроорганизмы ведут себя так при атаке на многоклеточный организм.
агент, изменяющий поведение. Бешенство (агрессивность, укусы) и токсоплазма (утрата чувства страха) побуждают зараженных животных к поведению, которое способствует заражению других животных. Теоретически можно представить себе агент, который вызывал бы у людей наслаждение и стремление заражать им других.
автокаталитическая молекула, способная неограниченно распространяться в природе. Коровье бешенство вызывается автокатализом особого белка, называемого прионом. Однако коровье бешенство распространяется только через мясо.
распространения по всей биосфере живого существа, вырабатывающего опасный токсин. Это может быть генетически модифицированные дрожжи или плесень, вырабатывающие диоксин или токсин ботулизма.
«искусственная жизнь», то есть живые организмы, построенные с использованием другого кода ДНК или набора аминокислот. Они могут оказаться непобедимыми для иммунных систем современных живых организмов и «съесть биосферу».
Множественный биологический удар
Хотя распространение одной эпидемии, скорее всего, можно остановить, но эпидемию, вызванную несколькими десятками видов разнородных вирусов и бактерий, вышедших из-под контроля одновременно во многих местах земного шара, остановить невозможно даже технически, потому что в человека невозможно одновременно ввести несколько десятков разных вакцин и антибиотиков — он умрет. Если вирус с 50-процентной летальностью был бы просто очень большой катастрофой, то 30 разнородных вирусов и бактерий с 50-процентной летальностью означали бы гарантированное истребление всех, кто не спрятался в бункеры.
Множественный удар мог бы быть и мощнейшим средством ведения биологической войны, и оружием судного дня. Но он может произойти и сам по себе, если одновременно произойдет множество актов распространения биоагентов, например, в ходе активного «соревнования» биохакеров.
Биологические средства доставки
Биологическое оружие должно быть не только смертельным, но и заразным, и легко распространяющимся. Генетические технологии дают огромные возможности не только для создания летального оружия, но и способов его доставки. Например, модифицированного малярийного комара, который может жить в любой среде и с огромной скоростью распространиться по планете. Или саранчи, после генетического тюнинга поедающей все живое и распыляющей споры сибирской язвы.
Бактериологическую войну можно пережить в бункере. Но в фантастике распространена тема атаки мутантов на последний человеческий бункер. Обычная радиация не способна порождать агрессивных мутантов. Однако существует вирус бешенства, который влияет на поведение животных, заставляя более активно его распространять (укусами). Нетрудно представить себе продвинутое изделие генной инженерии, которое превращает любое животное в существо, агрессивное по отношению к человеку. Сама фантастичность такого проекта может быть стимулом к его реализации — идея изготовить зомби-вирус вполне привлекательный вызов для биохакера.
Домашний биоконструктор
Вероятность того, что биотехнологии приведут к вымиранию человечества очень высока. Поскольку неизбежно массовое распространение очень дешевых устройств, позволяющих очень просто создавать много разнообразных биологических агентов. То есть столь же широкое распространение биопринтеров, как сейчас — персональных компьютеров.
Устройство будет состоять из обычного компьютера, пиратски распространяемой программы с библиотекой исходных элементов, и собственно биологической части биопринтера, которая будет генетически модифицированным живым существом, то есть способна к саморазмножению. Плюс набор относительно доступного оборудования, вроде сосудов для химреактивов и система связи биологической части с компьютером. Каналом распространения этого комплекта могут быть преступные сообщества, производящие наркотики. Поскольку компьютеры уже доступны, а программа и сам живая часть биопринтера способны к неограниченному копированию, то цена этого устройства в сборе будет неограниченна мала.
Теоретически, это может произойдет около 2020 года (полное распознавания человеческой ДНК к 2015 году будет стоить примерно 1000 долларов). И это не значит, что уже сейчас какие-либо террористы не разрабатывают выводок летальных вирусов.
По книге Алексея Турчина «Структура глобальной катастрофы».
Комментарий эксперта: Биологическое оружие — неудобный инструмент для террористов
Наталья Калинина, д.м.н., профессор, главный научный сотрудник Центра международной безопасности ИМЭМО РАН:
— Вероятность применения биологического оружия (БО) близка к нулю. Сейчас нет смысла использовать БО, как и нет, собственно, самого биологического оружия. Еще в 1972 г. была подписана Конвенцию о запрещении биологического оружия — государства брали на себя обязательства не разрабатывать, не производить, не накапливать и, соответственно, не применять БО. Сегодня членами этой Конвенции являются 165 стран.
В период до и после Второй мировой войны многие развитые страны имели программы по разработке биологического оружия и технологии его производства. Основные виды БО — это сибирская язва, чума, холера, лихорадка Западного Нила, лихорадка Лассо и т.д. Но ни одна страна его не применила даже во время войны, поскольку биопатоген не различает «своих и чужих» и последствия его применения плохо предсказуемы.
Штаммы, которые сейчас имеют некоторые государства, нельзя назвать биологическим оружием. Это живые субстанции, которые хранятся как музейные культуры и используются для разработки сывороток, вакцин и т.д. Теоретически возможно, что в какой-нибудь лаборатории произойдет авария. Но в любом случае этот инцидент будет носить локальный характер. Например, в 1979 г. в СССР случилась так называемая «свердловская трагедия», когда в одной из лабораторий произошла утечка сибирской язвы в результате чего погибло несколько десятков человек. После этого правительство приняло ряд ужесточающих документов по ограничению работ с лабораторными болезнетворными штаммами. История получила широкую международную огласку. Нас пытались обвинить в нарушении Конвенции, согласно которой к тому моменту должны были прекратиться все исследования, связанные с разработкой БО. Но многочисленные экспертизы не доказали, что утечка произошла в результате каких-то активных работ. Поэтому никаких международных последствий происшествие не имело.
Вообще, время от времени и у нас, и в других странах случается, что кого-то из сотрудников лабораторий кусает больное животное, кто-то колется зараженной иглой и т.д. В результате может происходить инфицирование персонала. И ни одно государство не может гарантировать стопроцентную защиту от такого ЧП.
При этом биологическое оружие — очень неудобный инструмент для терроризма. Биологический теракт, тем более глобального масштаба, маловероятен. Хотя попытки были. Например, такой акт пыталась совершить секта Аум Синрике — еще до газовой атаки в токийском метро. Сектанты заражали чумой блох и рассеивали их в городской среде. Но результатов не добились. В мире уже давно существует много террористических организаций, в том числе вполне состоятельных. Тем не менее, создать и эффективно применить биологическое оружие еще никому не удалось.
Но вполне реально, что глобальные последствия вызовет новая болезнь естественной или искусственной природы. Любой микроб, каким бы он ни был, мутирует, образуя новые штаммы с неизвестными свойствами. И когда этот мутант попадает в среду, где с ним не умеют обращаться, естественно, возникает новая болезнь, которая (как минимум на первом этапе) будет плохо поддаваться лечению или вообще не излечиваться — пока не будет найдено эффективное средство защиты. Вспомним, в 2003 году возник птичий грипп, позже — свиной грипп. А два года назад практически всю Европу охватила кишечная инфекция. Обычная кишечная палочка мутировала и перестала поддаваться традиционному лечению. Всемирная организация здравоохранения тогда объявила четвертую степень угрозы — это угроза глобального распространения. Новые болезни периодически возникали раньше, будут они появляться и впредь.
rg.ru